Сегодня 16:53 20.04.2024

Всё-таки интересная штука наша городская жизнь. Если события из её нынешних дней постараться связать событиями недавнего прошлого, то на свет появляется совершенно интереснейшая картина. Эта взаимосвязь может многое объяснить и чтобы докопаться до истины, надо снова обратиться к предшествующим эпизодам. Как в знаменитой эпопее про звёздные войны

 

Нахрапистые самозванцы

Возьмём, например, прошедший месяц. Примерно с середины февраля по городу пошли слухи о какой-то акции, проводимой торгово-коммерческим центром «КИТ», что в первом микрорайоне столицы. В том то и дело, что речь шла о «каком-то», а не о конкретном начинании. На эту информацию, ввиду её расплывчатого характера, можно было и вовсе не обращать внимания. Мало ли на какие шаги идут коммерсанты, чтобы привлечь покупателей? Но поступившие в редакцию звонки наших читателей внесли определённую ясность и придали ей совершенно другой оборот.
Начнём с того, что акция действительно «имела место быть». Об этом нам рассказали жильцы прилегающих к «КИТу» микрорайонов. По их словам, всё происходило таким образом: после звонка в квартиру открывалась дверь, и их взору представал незваный гость в виде молодого человека. Не дав опомниться, он с ходу начинал поздравлять с открытием в упомянутом торговом центре нового отдела. Тут же опешившие хозяева узнавали, что в честь этого знаменательного события им полагается ценный приз. Ни на секунду не упуская инициативу, нахрапистый гость извлекал из баула различные недорогие товары. Навскидку это были простецкие фены и другие не всем нужные безделицы. Одним словом - неликвид. Чувствуя появление интереса у «победителей», коробейник предлагал быстренько решить нехитрые процедурные вопросы. В одних случаях предлагалось вписать в бланк свои паспортные данные и номер мобильного, в других просто внести (!?)  небольшой «залог». К счастью, элистинцы, к которым обращались новоявленные «данайцы», быстренько разобрались, что к  чему. По крайней мере, сведений о пострадавших в сводках правоохранителей не прозвучало.
Как уже догадались наши читатели, речь идёт о примитивном «разводе» заезжих «джентельменов удачи». Почему во множественном числе? Да потому что липового представителя торговой организации всегда страховала пара подельников. Это, кстати, тоже не ускользнуло от наших бдительных читателей. Естественно, те, кто шёл на эти «делишки» никакого отношения к ТКЦ «КИТ» не имели. Это опять же выясняли сами горожане в процессе анализа и обмена информацией. Ну, и, слава Богу! Мало ли каких лихих людей  носит по нашим микрорайонам. Говорят, недавно, многоэтажки прочёсывали представители некого мифического пенсионного фонда с совершенно невнятными предложениями.

Вспомним эпизод

Но тему «КИТа» мы подняли не случайно. Уж до его руководства слух о проделках самозванцев, к тому же незаконно использующих торговую марку, должен был дойти в первую очередь. Ведь «ЭК» узнал об этом по горячим следам. Тем более, что в таком деле на кону безопасность элистинцев и собственный престиж. Мы не можем точно предположить, знали ли в «КИТе» о появлении «лжекитовцев» или не знали. Если нет, то это одно, а если информация доходила, пусть даже на уровне слухов, то это совершенно другое дело. Тогда следующие вопросы звучат так: «Если знали, то почему не отреагировали? Почему не обратились в правоохранительные органы? Почему в целях оповещения элистинцев не обратились с предостережением через СМИ родственной компании «Интерлайн»?
А теперь попробуем изложить собственную версию ответов. При этом нам придётся вспомнить несколько эпизодов весны 2012 года. Дело в том, что упомянутым «КИТом» в то время, да и сейчас, руководит ни кто иной, как Мингиян Яшаев. Он был одним из главных действующих лиц в событиях шестилетней давности. Напомним, что в марте 2012 года гордепы объявили импичмент Николаю Андрееву, занимавшему кресло «сити-менеджера». Кстати, ставленнику главы региона Алексея Орлова. Вакуум в городской исполнительной власти серьёзно осложнял замаячивший впереди призрак больших денег предпринимателя российского уровня Давида Якобашвили. Дело в том, что экс-глава региона Кирсан Илюмжинов анонсировал поступление в городскую казну его налоговых отчислений в баснословной для степной столицы сумме в один миллиард рублей. Эти деньги стали своеобразным водоразделом, разделившим нынешнюю власть на сторонников А. Орлова и его предшественника. Интересно, что до этого момента в ходу были разговоры о некой преемственности власти, активно муссировавшиеся официальными республиканскими СМИ. Публика уже начинала привыкать к тому, что роль Орлова не выходит за рамки послушного преемника, а Илюмжинов продолжает рулить республикой. Но как только появилось то, что можно и нужно было делить, ситуация коренным образом изменилась.
Примерно к концу марта 2012 года наметились первые разногласия, но стороны нашли компромисс, инициированный из лагеря «илюмжиновцев». После недолгих консультаций на пост «сити-менеджера», по взаимному согласию, была предложена кандидатура Церена Денисова. Он был неизвестен широкой публике, но его хорошо знали в кругах, близких к фирме «Интерлайн», принадлежащей клану Илюмжиновых. Однако, по характеру осторожный Денисов быстро смекнул в чём дело и через несколько дней написал заявление об уходе по собственному желанию. Наверное, он понял, что против собственной воли может быть втянут в сложный водоворот событий. С этого момента борьба за городскую власть и за главный приз – деньги Якобашвили – вступила в решающую фазу.
Сторонники Илюмжинова оперативно сделали ставку на кандидатуру Мингияна Яшаева. Они сделали тонкий расчёт на то, что горсобранием в тот момент руководил Эрдни Шогджиев, доводившийся родным дядей директору «КИТа». Дядя быстро подготовил бумаги и провозгласил племянника главой городской исполнительной власти. Яшаев занял служебный кабинет и приступил к своим обязанностям. Его тогда поддержали несколько депутатов ЭГС.

Роковые ошибки

А что же оппоненты? Имея депутатское большинство и возможность заблокировать любое решение Шогджиева, региональная власть, оказавшись в цейтноте, допустила ошибку. В этот момент группа гордепов ещё из «буруловской» команды предложила на пост «сити-менеджера» своего соратника Артура Дорджиева. При  этом они решительно гарантировали выдворение недругов из «Серого дома». Орлов, не имевший сценария на такое развитие событий, был вынужден согласиться. Так, ушедшие было в небытие сторонники экс-мэра Радия Бурулова, авансом на откуп получили в свои руки городскую администрацию. А также будущее законное право осваивать деньги Якобашвили, о чём региональная власть вовремя не сообразила.
Между тем в «Сером доме» царил новоявленный руководитель, успевший издать несколько распоряжений. Происходящее сопровождалось парадоксальной ситуацией. Днём здание находилось «в осаде», потому что новые хозяева боялись проникновения противника, а с вечера и до утра там закрывались сотрудники охраны. Этим не преминули воспользоваться «буруловцы» во главе с А. Дорджиевым, сразу определившие слабое звено.  В одну из апрельских ночей они решились на ночную вылазку, увенчавшуюся полным успехом. Каким-то образом, миновав охрану, «штурмовая группа» сходу заняла главный кабинет, провозгласила «сити-менеджером» А. Дорджиева и установила полный контроль над зданием. Пришедшие утром Яшаев и его подчинённые на работу попасть не смогли. Дорога для них была наглухо закрыта. В те дни симпатизировавшие «илюмжиновцам» с досадой говорили о проваливших оборону: «Вот так власть потерять! Ради такого можно было месяц на работе ночевать!»
Читатель может спросить, зачем мы вспомнили эту историю, и при чём здесь самозванцы, действовавшие под маркой «КИТа»? Дело в том, что за недолгий период участия М. Яшаева в городской политике, подконтрольные Илюмжинову СМИ – газета «Известия Калмыки» и ангажированный интернет-ресурс в унисон убеждали общественность в его «предназначении» возглавлять город. Дескать, спит и видит, как сделать лучше жизнь земляков. Мол, это именно тот, кто будет стоять на страже интересов элистинцев.
А раз так, то даже и через шесть лет директор «КИТа» не должен был потерять интереса к городской жизни и знать, чем дышат горожане. Может он просто забыл о своих благих намерениях или до конца не прочувствовал момент, как тогда, в апреле 2012-го?

Кермен БАДМАЕВА