Сегодня 04:30 24.04.2024

Вместо того чтобы приносить стабильную прибыль республике, калмыцкая нефтянка превратилась в рукотворную «чёрную дыру». Тысячи тонн сырья и огромные деньги исчезают в ней без следа. С молчаливого согласия властей в отрасли давно правят бал заезжие мошенники и авантюристы. Недавняя попытка сменить одних дельцов на других только усугубила ситуацию.

Наша нефтянка сегодня – это «условно» лежащее на боку ООО «Евросибойл». Тянущаяся с апреля 2019 года процедура банкротства и бегство в июне того же года владельца Нуруллы Саттарова никак не отразились на работоспособности ее нелегальных схем. Счета и имущество компании были арестованы, но, как признал вице-спикер Народного хурала Николай Нуров, «каким-то образом было создано подпольное, «под черным флагом» предприятие, которое добывало и вывозило нефть в Дагестан». Неизвестно, до каких пор события развивались бы по такому сценарию, но развязка наступила в прошлом месяце, 20 апреля. Когда группа лиц попыталась провести рейдерский захват производственной базы и администрации ООО «Евросибойл», расположенные в посёлке Комсомольский Черноземельского района.   

Различные источники в калмыцком сегменте интернета разместили множество материалов об этой криминальной истории. При этом версии и толкование отдельных фактов и общей картины настолько разные, что сходу можно сделать вывод – дело вокруг попытки захвата нефтяной компании запутанное, со многими неизвестными и нестыковками, его решения в ближайшей перспективе ждать не стоит. Поэтому обратим внимание на ключевые моменты, способные пролить свет на причины инцидента, действия калмыцких властей и отдельных заинтересованных лиц.        

Итак, примерно около 5 часов утра, на территорию ООО «Евросибойл» заехали около десяти автомобилей, что зафиксировали камеры наблюдения на посту охраны. Можно предположить, что незваные гости заранее подготовились к рейду в полупустынной местности, так как внушительный кортеж включал несколько внедорожников. Как позднее установили правоохранители, в автомобилях находились около 30 вооружённых сотрудников одного из дагестанских ЧОПов. Так в деле появился первый след, ведущий в соседнюю республику, до границы с которой от Комсомольского рукой подать – всего 70 километров. В ходе «спецоперации» визитёры взяли под контроль территорию предприятия вместе с находившимися там работниками «Евросибойла». Интересно, по чьей наводке «джигиты» с оружием в руках заехали на территорию соседней республики, точно в искомый пункт назначения. Сразу возникает не такая уж и шальная, как на первый взгляд кажется, мысль – где-то в высоких калмыцких кабинетах рейдерам дали «зелёный свет» и обеспечили прикрытие. Без такой конкретной поддержки они вряд ли бы решились на такое опасное дело. Но это факт. Теперь на любые хозяйственные разборки будут приглашать дагестанские ЧОПы?      

Опустим роль некого Марата Салихова с поддельным документом и реакцию администрации Черноземельского района на утренние события, первой «забившей в набат». Это детали. Сделаем акцент на другом важном обстоятельстве. Буквально по горячим следам в соцсетях появились первые сообщения об инциденте в Комсомольском, который выходил за пределы степной республики. Пользователи ответили бурей негодования и шквалом негативных комментариев. В дело вмешались правоохранители. А вот официальные власти на попытку рейдерского захвата почему-то отреагировали с опозданием. Почему? По одной из версий, некоторые лица из калмыцкой политики имели в этом свой интерес и дали «добро» на проведение «спецоперации» по смене собственника. Но резонанса избежать не удалось, «блицкриг» провалился.

Лишь спустя сутки, 22 апреля, глава РК Бату Хасиков нарушил «обет молчания» и провёл совещание на эту тему. Инертные отчёты руководителей различных ведомств типа, «держим на контроле, а воз и ныне там», оптимизма не добавили. В итоге Хасиков дал поручение журналистам официальных СМИ начать собственное «независимое расследование» (?!). Таким образом, косвенно признав неспособность правоохранителей докопаться до истины. К слову, «ЭК» почин одобряет, в плане расследования действий властей. Не лишним будет напомнить, что на страницах нашей газеты уже публиковались критические статьи о положении в нефтяной отрасли и проблемах «Евросибойла».

Между тем совещание наглядно показало, что перед Хасиковым встал вопрос – что делать дальше? События пошли по незапланированному сценарию, новую официальную версии происходящего на тот момент ещё не придумали. Тут посыпались тревожные сигналы. Спустя аж четыре дня, 26 апреля, 6 участников рейдерского захвата были заключены под стражу. Как тут не вспомнить, что наши доблестные правоохранители более шустро, решительно и смело подвергали преследованиям своих земляков, участников протестных акций. А здесь как-то с опаской. Следственное управление СКР по РК возбудило уголовное дело по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 170.1 (покушение на фальсификацию единого государственного реестра юридических лиц), ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 (покушение на мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере), п. «а», п. «г» ч. 2 ст. 127 УК РФ (незаконное лишение свободы, совершенное группой лиц по предварительному сговору с применением оружия). Основанием послужили материалы ОЭБ и ПК МВД по РК, УФСБ России по РК и УФНС России по РК. По версии следствия некие лица из соседних регионов изготовили подложные документы и в Дагестане провели нотариальную сделку купли-продажи 100 % доли в уставном капитале калмыцких предприятий через подставную фирму.

Дело вокруг «Евросибойла» начало принимать крутой оборот, совсем не тот, на который рассчитывали заказчики. Говорят, соратники арестованных рейдеров начали предъявлять калмыцким партнёрам претензии по поводу провала операции. Мол, «мы своё дело сделали, а вы не смогли нас отмазать». Сразу после этого, в интернете появилась информация о том, что представитель «белого дома» попытался оказать давление на правоохранителей и изменить меру пресечения в отношении гастролёров. Москве такая провинциальная активность, в форме банального бандитского налёта, не понравилась. В Элисту последовал звонок высокого чина всесильной конторы, который пока в вежливой форме потребовал «прекратить бардак», пригрозив серьёзными последствиями. Как оказалось,  всевидящее око спецслужб давно отслеживало ситуацию вокруг «Евросибойла», и кураторы региона резонно считали, что местные «вожди» всё-таки не так глупы, чтобы ломать проблему через колено. Но они просчитались. Ситуация вышла из-под контроля и взлетела на федеральный уровень, затронув личные интересы некоторых важных персон. Вот так у калмыцкой нефти, помимо татарского и дагестанского, обнаружился и московский след.    

Буквально следом в калмыцкую столицу чартером на частном самолёте прилетел эмиссар неких влиятельных кругов из Татарстана. Прямиком из аэропорта он направился в «белый дом», где его уже ждали и надеялись на диалог. Но разговор не получился. Визитёр попросту озвучил послание, больше похожее на ультиматум с требованием оставить в покое чужую собственность. В данном случае компанию «Евросибойл», имеющие татарские корни. Представители калмыцкой стороны попытались было изложить свои соображения, но были сразу же пресечены. Незваный гость пояснил, что не в его полномочиях выслушивать объяснения и извинения. Так захлопнулась ловушка. Местные «вожди» не учли многих факторов, которые ещё скажутся самым губительным образом. Теперь им стало понятно, куда ведут следы калмыцкой нефти. Почему то идейные вдохновители рейдерского захвата никак не могли сообразить, что любой, кто связан с нефтью, добился своего права высокой ценой. Система связей и покровительства складывается годами. Даже небольшой, региональной компании необходима защита от местных бандитов, правоохранителей и представителей власти. Без этого работать просто невозможно. Поэтому существуют определённые тарифы для того, чтобы кого-то прикормить, а на кого-то натравить. Участники «спецоперации» явно переоценили свои силы.               

Спонтанно последовавшее, аккурат 9 мая, собрание трудового коллектива ООО «Евросибойл», ясности в дело не внесло. Также как и видеобращение в исполнении главы РК Бату Хасикова от 14 мая. О смысле его слов поговорим позже, обратим внимание на технические аспекты. Выступление длилось всего 4 с половиной минуты, но камера меняла план каждые 50 секунд. Значит, речь Хасиков смонтировали из нескольких коротких отрезков. Вероятно, полностью, даже с помощью телесуфлёра, он прочитать заранее приготовленный текст не мог. Бросилась в глаза и карта республики. Говорят, что глава до сих пор слабо по ней ориентируется.      

Объективную и понятную оценку выступления Хасикова и ситуации в калмыцкой нефтяной отрасли дала депутат Народного хурала Наталья Манжикова:
«Недра Калмыкии должны работать на благо жителей республики. Очень странное видеообращение Б. Хасикова, главы Калмыкии, появилось 15 мая на сайте РИА «Калмыкия». Речь в нем идёт о компании «Евросибойл», которая «превратилась в рассадник коррупции и многомиллиардных хищений». Добавлю, хищений, фактически, из бюджета Калмыкии, так как налоговых «поступлений в бюджеты всех уровней практически нет уже много лет». Как теперь выясняется долг «Евросибойла» вырос с 1,6 миллиарда до 4 млрд рублей. Депутаты Народного Хурала постоянно поднимали вопрос по «Евросибойлу», о бездействии руководства республики по истребованию задолженности. Я лично недавно на сессии обратилась к министру МВД по Республике Калмыкия С. Никифорову по поводу продолжающейся незаконной добыче нефти «Евросибойлом» и вывозе ее в Дагестан. Министр ответил, что к ним соответствующего заявления от руководства республики не поступало. После неудавшейся попытки рейдерского захвата этого предприятия и возбуждения уголовного дела все резко изменилось. Сегодня работники предприятия уволены без выплаты зарплаты за несколько месяцев. Б. Хасиков в своём видеообращении говорит о восстановлении законности, о восстановлении прозрачности , которая будет понятна для потенциальных инвесторов. Эта часть видео наиболее интересна. Кто эти «потенциальные инвесторы», не являются ли они инициаторами рейдерского захвата в апреле? Ведь в результате банкротства «Евросибойла» Калмыкия, как основной кредитор, получает основную часть его активов, которые должны стать республиканской собственностью. А Хасиков говорит уже о «потенциальных инвесторах», то есть о продаже этих активов. В рамках процедуры банкротства делается обязательная оценка активов предприятия, боюсь, что при «почти 100 % износе инфраструктуры» общая сумма активов будет невысокая, что даст возможность «потенциальному инвестору» за бесценок выкупить эту компанию. 4 миллиарда  рублей Калмыкия уже вряд ли получит, но право качать нефть из недр республики за недорого может получить «потенциальный инвестор». Считаю, что в этой ситуации необходимо создать новую «Калмнефть» и все активы «Евросибойла» передать ей. 100 % пакет акций новой «Калмнефти» должен принадлежать Республике Калмыкия. Недра Калмыкии должны работать на благо жителей республики».

Как говориться, яснее уже не скажешь. Разговор об истории вокруг «Евросибойла» будет продолжен в следующем номере.

Алекс МАНГАТОВ