Сегодня 00:38 19.04.2024

Газета «Элистинский курьер» уже неоднократно писала о надвигающемся 100-летии народного поэта Калмыкии Давида Кугультинова (№№43 и 32 2020год). Надеялись что государственные органы и общественность республики все-таки спохватятся. Но вот уже 13 марта, поэту исполнилось 99 лет. На следующий год столетний юбилей самого известного калмыка на постсоветском пространстве. А в коридорах калмыцкой власти поэтому поводу тишина. Сроки поджимают, надо бы инициировать создание федерального оргкомитета. Масштаб личности поэта предполагает именно такой уровень юбилейных торжеств. Но, к сожалению, оргкомитет не образован до сих пор даже на уровне республики.

В жизни великого поэта были не только всесоюзная и международная известность, награды и высокие должности. Да, он был Героем Социалистического Труда, лауреатом Государственных премий СССР и РСФСР (Ленинскую премию в 1963 году не получил из-за возражения Калмыцкого обкома КПСС), избирался членом Президиума Верховного Совета СССР, членом Политбюро ЦК Компартии РСФСР, секретарем правления Союза писателей СССР. Но его судьба хранит немало трагических страниц. Сам поэт почти никогда в подробностях не рассказывал об этих тягостях. Касался этой темы кратко и сухо.

«Летом 1944 года, когда наша 252-я Харьковская Краснознаменная стрелковая дивизия подошла к Кишиневу, меня отозвали с фронта (я работал в дивизионной газете «Боевая красноармейская») и зачитали приказ о моем отчислении из армии, начавшийся словами: «За принадлежность к калмыцкой национальности…». Приказ был подписан начальником ГЛАВПУ РККА А. С. Щербаковым. Я был оглушен и раздавлен. Если бы меня обвинили в трусости, я мог бы надеяться, что в следующем бою проявлю храбрость и своей кровью смою позорное пятно. Но чем я мог утешить себя, что изменить, когда речь шла о моей национальности? Когда целый народ-мой народ-был объявлен врагом, предателем, а все его существование зачеркивалось без всякой надежды на будущее?! Утешало единственно то, что немецкий расизм и фашизм, стремившийся уничтожить целые народы только за то, что они не «арийцы»,-уже почти побежден(1944 год!), что бесчеловечный закон, карающий меня и мой народ, также будет сметен правой силой».

Кугультинов остро переживал дикую несправедливость, которой подвергся калмыцкий народ. Эти эмоции вылились в литературное творчество. Самым известным произведением на эту тему стала страстное и пронзительное стихотворение «От правды я не отрекался». За это он поплатился почти двухгодичным одиночным тюремным заключением. Нашлись среди земляков те, кто донес в НКВД. Вот выписка из приговора, оригинал которого Давид Никитич смог раздобыть в архивах спецслужб только после развала СССР.

«Обвиняется по ст. 58-10 ч. 2 УК. Материалами предварительного и судебного следствия УСТАНОВЛЕНО:

Что обвиняемый Кугультинов в 1944 году был отчислен из Красной Армии на основании постановления Советского пр-ва. После отзыва из армии Кугультинов поселился на место жительства в г.Бийск на правах поселенца. Находясь в г.Бийск, Кугультинов, являясь враждебно настроенным к существующему политическому строю в СССР, на протяжении 1944-45 гг. среди спецпоселенцев калмыков проводил антисоветскую агитацию в форме высказывания контрреволюционных измышлений и в стихах под его авторством.

 1. Как факт, в начале августа 1944 года в беседе со спецпоселенцем Д(…) возводил клевету на проводимые мероприятия Советского правительства по вопросу переселения калмыков.

 2. В том же месяце 1944 года в квартире С(…), в присутствии Ж(…) клеветал на мероприятия по поводу переселения калмыков, проводимые советским правительством.
 

 3. В ноябре 1944 года в квартире С(…) в присутствии Д(…), С(…) Кугультинов наносил клевету на одного из руководителей Советского Правительства. Подобные антисоветские провокационные измышления высказывал спецпоселенцу Ж(…).

 4. 8 февраля 1945 г. в приемной горотдела НКВД г.Бийска в присутствии С(…), П(…) и Ж(…) возводил клевету на постановление советского правительства о спецпереселенцах.
 

 5. В марте 1945 года на квартире С(…) в присутствии П(…), их жен читал написанное им стихотворение антисоветского характера, в котором клеветал на жизненные условия спецпереселенцев калмыков, на правовое положение спецпереселенцев.

 6. Помимо этого Кугультиновым, в период проживания в г.Бийске, была частично написана поэма, в 7 главах этой поэмы содержание было изложено антисоветского характера, которая была изъята на квартире Кугультинова.

Проверив материалы дела, суд находит, что состав преступления по ст. 58-10 ч. 2 УК в отношении Кугультинова вполне доказан изъятием в его квартире стихов антисоветского характера, свидетельскими показаниями С(…), П(…), Д(…)»

О творчестве Кугультинова в самых превосходных тонах отзывались Чингиз Айтматов, Расул Гамзатов, Андрей Вознесенский и многие другие выдающиеся литераторы. Вот, что говорил о калмыцком поэте великая Мариэтта Шагинян. Та самая, поведавшая миру о калмыцкой крови Ленина, за что и пострадала от сталинской власти.

«Давид Кугультинов-поэт, которого давно уже высоко почитаю и люблю, люблю его лирику и поэмы. Его лирика какая-то особенная-мыслящая всегда. У него нет легкости, бессмысленности. Он философ, он большой национальный философ, но в то же время тематика его философии обращена ко всему человечеству. И эта его особенность выделяет его среди многих и многих других поэтов, которые ничего не воспевают, кроме своего узкого горизонта, или же воспевают общие слова, но не общечеловеческое».

И так мы на пороге столетия великого калмыцкого поэта. Осмелится ли власть игнорировать это событие или все таки одумается? Осталось, по существу, меньше года. В Башкирии и Дагестане оргкомитеты по юбилеям Мустая Карима и Расула Гамзатова были образованы за три года до назначенной даты с участием федеральных властей.

Эренцен Бадмаев