Сегодня 07:14 26.04.2024

В воскресенье в России прошли протестные акции в новом формате, которые, впрочем, схожи с выступлениями оппозиции в Белоруссии. Днем в Москве и Санкт-Петербурге женщины встали в «цепи солидарности», вечером сторонники Алексея Навального вышли во дворы крупных городов с включенными фонариками.

День всех влюблённых показал, что массовость акций нового формата значительно уступает январским протестным митингам. Вместе с тем и противодействие власти оппозиции свелась к единичным задержаниям – в Москве силовики взяли одного активиста, в Новосибирске – двух, в Казани – 9, в Симферополе – пять человек были препровождены в отдел полиции. Почти всех отпустили без составления протоколов. В ходе акции не было зафиксировано ни одного столкновения с правоохранителями. Сетевое издание «Открытые медиа» сообщило, что в столице полицейские и ОМОНовцы, которых сегодня вызвали на дежурство, весь день провели в отделах без работы.

Впрочем, если верить оппозиционным СМИ, есть и пострадавшие – таковым можно назвать санитара московского ковидного госпиталя (располагается в ледовом дворце «Крылатское») Саиданвара Сулаймонова, который решил присоединиться к акции «Любовь сильнее страха». Ввиду того, что из «красной зоны» в означенный час он выйти не мог, то сфотографировался на рабочем месте и опубликовал снимок в соцсетях. С утра в понедельник санитара уволили.

Акция с фонариками во многом напоминает «соседские чаепития», которые устраивали протестующие в Минске и других белорусских городах минувшей осенью, как ответ на разгоны демонстрантов. Впрочем, в России по сравнению с соседним союзным государством акция оказалась весьма скромной. Возможно, всему виной мороз, или неясный новый формат выступления, однако далеко не в каждом дворе нашлись те, кто пожелали поучаствовать во флэшмобе с фонариками. Итог оказался не очень впечатляющим – к 15 февраля в Twitter насчитывалось 28,5 тыс. публикаций с хештегом #любовьсильнеестраха, в Instagram — 10,2 тыс.

Между тем, дневная акция «Цепь солидарности и любви» была организована феминистками Москвы и Санкт-Петербурга в знак солидарности с женщинами, которые «проводят свои дни в судах, полицейских автобусах и спецприемниках». Участницы встали вдоль Арбата, растянув белую ленту, с цветами и валентинками в руках. Собственно, в этом случае сами организаторы акции прямо указали, что позаимствовали идею у белорусских активисток, которые примерно таким же образом поддерживали Светлану Тихановскую. В Москве на Арбат вышли от 100 до 250 женщин, аналогичная акция в Санкт-Петербурге собрала около 70 человек. Оба мероприятия прошли без задержаний.

Ну а главная ирония дня – Медведев опубликовал несколько фотографий фонарей за час до начала вечерней акции в Москве. Он подписал их: «Февраль 2021: настоящая зима, мороз и снег». Естественно, посты вызвали заметный интерес и даже предположения, что бывший президент России, дескать, выказывает поддержку Навальному. Впрочем, никто всерьёз не рассчитывал на то, что «неДимон» (фигурант одного из наиболее резонансных антикоррупционных расследований блогера) решит присоединиться к сторонникам оппозиционера. Позже сам Дмитрий Анатольевич прокомментировал ситуацию: «Это в поддержку настоящей русской зимы, борьбы с изменением климата и Греты», — заявил он на своей официальной странице в соцсети. Проще говоря, Медведев снова «проспал» политическую конъюнктуру, неоднозначность фото – простое попадание впросак.

Не считая нелепой ситуации, в которой оказался экс-президент/экс-премьер, власть, по большому счету, официально на акции никак не реагировала. Впрочем, ответ всё же был. Там же – в виртуальном пространстве. 14 февраля в соцсетях начался флэшмоб в поддержку ветерана Игната Артеменко, который проходит потерпевшим по делу против блогера о клевете. Участники флэшмоба размещали фотографию Артеменко с надписью «Я/Мы Игнат» и тегами #защитимветеранов и #ямыигнатартеменко. Оппозиционные СМИ заметили, что такого рода посты активно появляются в том числе на аккаунтах районных администраций в регионах России и на страницах местных чиновников. Впрочем, ответ власти на малочисленную акцию оппозиции оказался даже менее заметен. Всего к 15 февраля было около тысячи постов с заявленными тегами в инстаграме. Примерно столько же – в «ВК». Странно, что даже административный рычаг не смог придать данной акции видимость массовости.

А что Калмыкия? Как известно, для республики, в целом, характерны общероссийские тенденции, только яркость их проявления, естественно, пропорциональна размеру региона. У нас флешмоб «Любовь сильнее страха» поддержали считаные единицы, среди которых – известные оппозиционеры Валерий Бадмаев и Оксана Санджинова, а постов с заголовком «Я/Мы Игнат» на просторах калмыцкого сегмента интернета не было заметно вовсе.

Какие выводы можно сделать по итогам протестного Дня святого Валентина? Весьма противоречивые. С одной стороны, у силовых структур не было ни повода, ни даже хоть сколько-либо ничтожной нужды в подавлении протестных акций. И для охранителей сам этот факт может рассматриваться как свидетельство провала оппозиции. С другой, с мест проведения флешмоба очевидцы докладывали о том, что им удалось в спокойной обстановке познакомиться, создать тематические чаты в мессенджерах, где они теперь могут поддерживать связь. И это вполне может стать толчком к развитию низовой самоорганизации, которой так не хватает протестному движению в истории новой России.

Георгий Уташев