Сегодня 03:08 20.04.2024

Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин продолжает турне по регионам, для которых из-за их экономического отставания были созданы индивидуальные программы социально-экономического развития. Вторым таким субъектом в 2021 году стала Калмыкия, до неё премьер посетил Карелию, после – Адыгею.

Мишустину показали

Одной из ключевых проблем, которым было уделено особое премьерское внимание, ожидаемо стала вода. Калмыкия, как известно, самый засушливый регион России. Без всякого сомнения, дефицит воды – наиболее актуальный вопрос для республики. Только 7,4% жителей региона обеспечены качественной питьевой водой. И, как известно, даже на такой болезненной теме чиновники в нашей республике не стесняются воровать. Как мы помним, в 2006-2015 годах шло строительство Ики-Бурульского группового водопровода. Однажды власти региона даже отрапортовали о завершении работ, но в 2019 году объект признали недостроенным, было возбуждено уголовное дело о хищении почти 300 миллионов рублей, выделенных из федерального бюджета.

И вот уже новое руководство республики обратилось в правительство за дополнительным финансированием для ввода водовода в эксплуатацию. Объект в ходе визита посетил премьер-министр. И председатель Правительства РФ пообещал выделить из федерального бюджета дополнительные средства. Однако резонно то, что данная история требует дополнительного надзора со стороны силовиков, ибо где разворовано однажды – непременно разворуют вторично. Поэтому не много не мало, а сам председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на личный контроль одно из самых громких уголовных дел в республике - бывшего вице-премьера правительства Калмыкии Сергея Бадмаева. Он, напомним, ранее занимал пост директора ФГБУ «Управление «Калммелиоводхоз» и проходит обвиняемым по делу о хищении федеральных средств при строительстве Левокумского водопровода. Однако куда выведет расследование под надзором главного следователя страны? Есть ли шанс, что расследование получит новый импульс и выведет на «более крупную рыбу»? Очевидно же, что не могла вся ситуация замкнуться на одном республиканском министре. Время покажет.

Между тем, в повестке визита возникла ещё одна тема, которая изначально не была заявлена – вопрос пострадавших от техногенного взрыва в Элисте. Без малого год назад во втором микрорайоне столицы произошел взрыв бытового газа. Во многом развитие событий вокруг этой ситуации характеризует и саму региональную власть.

Как известно, после происшествия не раз руководство республики выражало свою обеспокоенность и обещало решить вопрос. В июле прошлого года Бату Хасиков на личных страницах в соцсетях посулил, что строительство дома для пострадавших от взрыва начнется уже в сентябре. Но вот теперь выясняется, что уже несколько месяцев есть только котлован, но «сами никак», и нужна помощь центра. Мишустин, который самостоятельно изъявил желание осмотреть пострадавший дом, эту самую помощь пообещал. Опять же вместе с федеральным контролем. Что вселяет некоторый оптимизм.

Мишустину не показали

В контексте визита в Калмыкию интерес представляет не только то, чему было уделено внимание Михаила Владимировича, но также и то, что было проигнорировано. Например, один из самых громких проектов «новой команды» - Ледовый дворец в Элисте. Которым отчего-то власть региона не стала хвастаться. Быть может, потому что он уже месяц как должен был быть достроен.

Напомним, согласно проекту, спортивный комплекс «Джунгар» должен занять площадь чуть более гектара. Объект реализуется в рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2016-2020 годы» и предназначен для проведения учебно-тренировочных занятии? по хоккею, фигурному катанию, проведению оздоровительных мероприятии? населения.

Ещё год назад Дорджи Шикеев (тогда он ещё занимал должность министра спорта и молодежной политики РК) обозначил: «Для Калмыкии это будет первый объект, который будет строиться в рамках ГЧП. Более того, это первый такой объект по линии Минспорта РФ в Южном федеральном округе и один из девяти объектов во всей России, осуществляемых также в рамках концессии. В этом плане можно сказать, что мы являемся экспериментальной площадкой». Тогда же была заявлена сумма – около 200 миллионов рублей необходимо для строительства спортивного объекта. Большая часть средств (157 миллионов) выделено из федерального бюджета. Порядка тридцати - деньги инвестора и почти 12 миллионов – из республиканской казны.

В масштабах маленькой Калмыкии, это серьезные цифры. Да и сам проект имеет огромный пиар-заряд – ледовый дворец в степной засушливой республике вызывает огромный интерес сам по себе. Наверное, как раз интерес премьера к объекту руководству Калмыкии и не был нужен. А ведь Мишустин провел встречу с представителями бизнес-сообщества республики в стенах СК «Ойрат-арена», откуда до места строительства «Джунгара» рукой подать.

Так, в Древнем Риме была популярная поговорка – «держать волка за уши», которая описывала весьма рискованную ситуацию, которая сулила либо серьезную выгоду, либо большую опасность. Вот и приезд высокого чиновника в нашу республику вполне подходит под данное описание. Поэтому власть весьма охотно жалуется на провалы в политике и хозяйствовании предыдущей команды, но задержку с вводом в эксплуатацию объекта, который целиком и полностью пришелся на «эру Хасикова» вовсе игнорирует.

Может быть, поэтому обошли вниманием и стабильно тяжелую ситуацию с пандемией новой коронавирусной инфекцией. Хотя что мешало попросить помощь тут?

Как у других?

Вкратце, все итоги премьерского визита в Калмыкию – обещание построить многоквартирный дом, а также выделить средства на многострадальный водовод. На встрече с предпринимателями республики председатель правительства РФ, в основном, акцентировал внимание на индивидуальной программе социально-экономического развития Калмыкии на 2020-2024 годы, которая была принята в прошлом году, и «новым посулом» лучшей жизни её, в контексте конкретного визита, назвать нельзя.

Между тем, просто ради интереса можно посмотреть, чем обернулись выезды премьера в иные субъекты, также как и Калмыкия, находящиеся в списке экономически наиболее отсталых. Например, в Карелии Михаил Владимирович пообещал помощь в строительстве Петрозаводской больницы скорой помощи. Конкретно – нового хирургического корпуса, где работа не была закончена из-за замены подрядчика. Более того, там даже не готова проектно-сметная документация. На строительные работы потребуется более 3,6 миллиарда рублей, и, по словам М. Мишустина, эти средства Карелия получит.

Также получит финансирование и Карельская республиканская детская больница, которую нужно оснастить современными операционными комплексами. На это требуется более 200 миллионов рублей. Премьер указал на просьбу министру финансов Антону Силуанову, выразив уверенность, что средства в резервном фонде правительства найдутся. То есть буквально за пару часов Петрозаводск получил «добро» на запрос без малого четырёх миллиардов рублей для поддержания одной только медицинской сферы субъекта. Весьма недурно.

Между тем, в Адыгее, визит в которую состоялся в начале этой недели, события таже развивались в позитивном ключе. Например, премьер обещал обеспечить финансирование бассейна в строящемся спортивном комплексе. Цена одного этого объекта – 250 млн. рублей. Кроме того, в рамках беседы с представителями малого и среднего предпринимательства, Мишустин сообщил, что региону будет выделена серьёзная сумма на комплексное развитие территории – 454 млн. рублей. И это помимо программы индивидуального социально-экономического развития Адыгеи на 2020-2024 годы (она аналогична той, что была разработана и для Калмыкии).

Конечно, на фоне Карелии эти цифры не кажутся такими уж существенными, но стоит принять к сведению, что один только бассейн в Майкопе по уровню финансирования значительно превосходит запрошенные Хасиковым 110 млн. для переселения из аварийного жилья. Да что уж там, он стоит больше, чем весь недостроенный «Джунгар».

Впрочем, по поводу однодневного приезда в нашу республику Михаила Владимировича есть и альтернативное, несколько более оптимистичное мнение, с которым читатель может ознакомиться на 9-ой странице этого номера.

Георгий Уташев