Сегодня 23:06 28.03.2024

Прочитав в №51 «ЭК» от 24.12.2020 года статью «Ойрат или калмык?», хотел бы изложить свою личную точку зрения по вопросу: Кем я хотел бы называться - ойратом или калмыком? То, что термин «калмык» тюркского происхождения, не оспаривается, однако, по мнению уважаемого автора статьи В.Довданова, тюркоязычные мусульмане вкладывали в это слово какой-то негативный смысл. Поэтому, отказ от негативного этнонима «калмык» и возврат к исконному самоназванию «ойрат», по его мнению – это восстановление исторической справедливости и жизненная необходимость.

Статья показалась мне несколько претенциозной, эмоциональной, а приведенные доводы субъективными и не очень убедительными. В отличие от автора статьи, мне никогда не приходила в голову мысль, что этноним «калмык» может содержать в себе негативный смысл, потому что «калмык» давно уже имя нарицательное в глазах всего мира. Калмык – это кочевник, степняк, выносливый отважный воин, боец, труженик, мудрец, человек слова и поступка. Тем более, я не позавидовал бы тому человеку, кто решился бы оскорбительно высказаться в адрес моей национальности. Наши предки, также были не менее гордыми и достойными людьми, что бы позволить кому-то унизить себя «кличкой». Инсинуации с национальным подтекстом – это результат комплексов наших оппонентов, основанных на неудовлетворенной исторической обиде, черной зависти и бессильной трусливой злобе. Если у кого-то возникнет мысль самоутвердиться за счет обыгрывания термина «калмык» в оскорбительном для нашего народа смысле, это его проблема. Оскорбить человека можно только тогда, когда он готов оскорбиться в любой момент и по любому поводу. Можно, при сильном желании, оскорбительные интонации вложить в любой этноним. Но, не будем опускаться до уровня маргиналов. Мы, цивилизованные люди, живем сегодня в мире и согласии с окружающими нас народами,  относимся  друг другу с уважением. Все недоразумения оставим в прошлом. Тюркские народы испокон веку жили рядом с монголами, ойратами и калмыками, наши языки входят в одну языковую группу, более того, если покопаться в истории, то мы вполне можем оказаться дальними родственниками, чья общая прародина Алтай.

Калмыками, ойратов стали называть еще до того, как они пришли на Волгу. Название закрепилось, а 250 лет назад мы прошли точку невозврата. Без всякого сомнения, мы потомки ойратов, но здесь на Волге началась история нового народа, со старыми, джунгарскими корнями. Изменение этнонима «калмык», на «ойрат», никак не влияет на содержание и качество предмета переименования (свежий пример, переименование милиции в полицию). Я не вижу причин отказываться называться монголом или ойратом в широком смысле, но точно так же не испытываю никаких комплексов по поводу этнонима «калмык». Всегда гордился, и буду гордиться именем «калмык», которое уважаемо и известно во всем «подлунном мире».

Я не силен в терминологических изысканиях и теоретических спорах. Мне кажется, что не имя украшает человека, а совсем наоборот. В статье в качестве примера приводится прозвище «сарт», происходящее от оскорбительного выражения, переводимого как «желтая собака». Конечно, можно поджав хвост носить имя презренной желтой собаки, а можно заставить ходить на цыпочках огромного льва и сидя на возвышении слышать приниженные и подобострастные нотки в обращении к себе: «О, великий желтый Пес!». Все в этой жизни относительно. Когда пользуясь безнаказанностью, кто-то пытается оскорбить другого человека - это не делает ему чести. Хочешь отличиться, вызови на бой самого сильного, тогда и победа твоя останется в памяти многих поколений. А вообще, агрессия никогда не доводила до добра - не надо заставлять других уважать себя, достаточно не позволять себя унизить. Для этого надо просто жить достойно и люди к вам потянутся.

По большому счету, никому нет дела, какой смысл мы вкладываем в свое название или кто-то пытается в него вложить. Нас знают только под именем «калмык». Скорее всего, дело в наших собственных комплексах, наших собственных «тараканах». Мне кажется, давно пора избавиться от чувства обиды, вины и неполноценности. Пора перестать оправдываться и требовать оправдания от других, время начать, наконец, жить полной жизнью, не оглядываясь в прошлое.

Определяющим для меня в этом вопросе является то, что много поколений моих предков с достоинством прожили жизнь под именем «калмык», прежде чем покинуть бренную Землю, и я не собираюсь изменять их памяти.

Считаю, что для нас в настоящее время из всех проблем одна, самая архиважная, не терпящая отлагательств – это сохранить свою национальную идентичность через возрождение и сохранение родного языка, а все остальное вторично. Яркий тому пример - Израиль, где сумели возродить к жизни мертвый язык – иврит, и благополучно им пользуются. Так что для нас еще не все потеряно.

Дораев Герман.