Сегодня 14:43 29.03.2024

Называющий себя известным фотографом-натуралистом некий Евгений Полонский уже многие годы пытается спровоцировать конфликт между Калмыкией и Астраханской областью, замешивая свою грязную возню с идеями нацизма и расизма. По всей видимости, провокации – это единственный способ для горе-фотографа обратить на себя хоть какое-то внимание. Ведь фотограф из него, судя по публикациям в интернете, довольно посредственный, уровень – на грани юношеского. Хотя на вид ему где-то под 70, но ума так и не нажил. Такое бывает.

Недавно этот пожилой человек вновь нагадил в интернет-пространстве. На этот раз ему предвиделось в больном воображении, что жители Калмыкии совершили авиационную атаку с воздуха на стадо сайгаков. В конце концов, выяснилось, что три самолета, нанятые богатенькими москвичами, летели на рыбалку в Астрахань, где благополучно приземлились. В общем, для Полонского главное – испортить воздух, а там пусть разбираются. 7 лет назад он разразился гневными текстами по поводу якобы захваченных астраханских земель монгольскими животноводами. Журналисты «Аргументов Калмыкии» провели тогда тщательное расследование и рассказали всю правду. Статья публициста Василия Церенова возымела тогда большой общественный резонанс. В случае с сайгаками такого расследования не понадобится. Всем уже известен диагноз в отношении Евгения Полонского – фашиствующий блогер.
Астраханский фотограф Евгений Полонский, а на самом деле профессиональный провокатор, первым поднял в своем блоге эту тему: «14 августа 2013 года, вечером, на территорию астраханского государственного заказника «Степной» заехала колонна автомобилей, прибывшая со стороны Калмыкии». «Через пару часов, – писал он, – в центре заказника, недалеко от артезианского источника, стояли юрты, был выгружен лес для построек, загонов.

Приехали новые «хозяева», собирающиеся разводить здесь коней, верблюдов, КРС. В двух обустроенных юртах уже живут люди, прибывшие из Монголии. По-русски никто из них не говорит». «Шокированные» егеря сообщили о случившемся в правоохранительные органы. Природоохранный прокурор Астраханской области попытался их успокоить: «Уголовного преступления монголы не совершили. Ущерба, как такового, не нанесли. Все, за что можно зацепиться, – это нарушение границ заказника. Но это административное правонарушение, которое карается штрафом». Удалось выяснить, что две монгольские семьи – четверо взрослых и пятеро детей – были размещены на данной территории по указанию Бадмы Гаряева, генерального директора племзавода «Кировский» Яшкульского района Республики Калмыкия. Свои действия руководитель хозяйства объяснил тем, что участок этот принадлежит Республике Калмыкия, территориально входит в земли Нарын-Худукского СМО Черноземельского района, имеется соответствующее соглашение на его арендное использование, заключенное с Министерством земельных и имущественных отношений Республики Калмыкия в октябре 2012 года. Далее в публикации сообщалось, что астраханские егеря пресекли попытку работников хозяйства перегнать на участок около 200 верблюдов и коров.

Калмыцкая сторона обвинила сотрудников заказника в попытке угона скота, а те заявили о неправомерности действий оппонентов. «Но как могло произойти, что власти одного субъекта РФ выдали разрешение на аренду земли в другом, да еще и в особо охраняемой зоне?» – вопрошала «Российская газета». Можно было бы разделить это негодование, если бы не одно обстоятельство. Указанный участок действительно входит в территорию Республики Калмыкия. Для этого достаточно взглянуть на общегеографическую карту Астраханской области – участок, о котором идет речь, расположен вне административных границ региона, а именно в пределах Калмыкии. Редакция «Российской газеты» ввела читателей в заблуждение, не потрудившись разобраться в ситуации. При этом газета умолчала о некоторых эпизодах. 28 августа животноводы «Кировского» пригнали на участок 180 верблюдов. 29 августа, в 5.30 утра, на стоянку прибыли неизвестные люди на четырех машинах и двух мотоциклах и, не предупредив хозяев, открыли загон и погнали животных в степь. Недалеко от стоянки в то утро находились сотрудники Министерства природных ресурсов Калмыкии и полицейские Лаганского межрайонного отдела, совершавшие дежурный объезд территории. Увидев мотоциклистов, угоняющих стадо верблюдов, они кинулись вдогонку и остановили их. Выяснилось, что группу угонщиков (около 30 человек), состоявшую из бойцов ОМОНа, полицейских Лиманского райотдела, сотрудников заказника «Степной» возглавлял заместитель начальника Управления МВД по Астраханской области. Калмыцкие полицейские, объяснив коллегам незаконность их действий, предложили вернуть животных хозяевам, что позже и было сделано. Замечу, в стаде находились верблюдицы, кормящие и ожидающие детенышей. При угоне пострадало несколько животных, один верблюжонок пал. Меня не удивила агрессивная выходка сотрудников Управления внутренних дел наших соседей. В столь же грубой форме комментировал ситуацию председатель Правительства Астраханской области Константин Маркелов: «Мною предупрежден председатель Правительства Республики Калмыкия. Я попросил его принять меры о добровольном прекращении незаконных действий». Согласитесь, тон, совершенно неуместный для чиновника такого уровня. А тогдашние руководители РК Орлов и Зотов трусливо промолчали.

Корни настоящего конфликта кроются в сталинской эпохе. Астраханская область образована указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1943 года, которым была упразднена Калмыцкая АССР, а народ депортирован. И тогда же Астраханской области были переданы значительные территории бывшей нашей республики. К слову, Верховный Совет СССР в 1991 году отменил названный указ, признав его незаконным. При восстановлении калмыцкой национальной автономии указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 января 1957 года (позже утвержденным Верховным Советом РСФСР) в состав Калмыкии решено было из Астраханской области вернуть: «западную часть Никольского и Енотаевского районов (в границах бывших Юстинского и Кетченеровского районов); Придорожный (Хулхутинский – В.Ц.) сельский совет Приволжского района, западную часть Лиманского района, восточную границу которой установить по линии железной дороги (на участке станции Басинская и разъезда № 8), и Каспийский район (в границах бывших Лаганского и Улан-Хольского районов)». Это был компромиссный вариант границы, ведь большая часть земель бывших Долбанского и Приволжского улусов Калмыцкой АССР осталась в ведении Астраханской области. Принимая данное решение, партийное руководство страны, видимо, исходило из мнения: при возвращении указанных земель Астрахань практически теряла областное значение.

«Земля – основа государства», – говорили древние. В связи с этим хочу поделиться мнением. Решение подобных острых вопросов, конечно, можно поручить рабочей группе, созданной распоряжением главы региона или правительства. Но, быть может, более эффективно их решение доверить Совету безопасности республики, о необходимости создания которого говорилось в печати. В «Российской газете» монголов назвали «гастарбайтерами». Между тем, это высококлассные специалисты, прибывшие в нашу страну по разрешению Федеральной миграционной службы. В Яшкуле они прошли соответствующее медицинское обследование, оформили необходимые документы в пенсионном фонде, встали на учет в налоговой инспекции. Дети их учатся в Яшкульской школе-интернате. Прибывшие в Калмыкию монгольские граждане, как мне удалось убедиться, замечательные животноводы, владеющие традиционными навыками по уходу за скотом, им не составляет труда определить нрав и повадки животных, их масть и приметы. Наряду с народными способами лечения скота обладают знаниями основ современной ветеринарии. Их юрты прекрасно обустроены. Я невольно вспомнил строки древнего классика: «Круглый остов из прибрежных ив // Прочен, свеж, удобен и красив…» Так и сегодня. Незабываемый уют создает живой огонь. Что касается кухни, то нашим гостям доступны все секреты обработки мясных и молочных продуктов. Не касаясь экономического состояния и производственных вопросов племзавода «Кировский», могу сказать, что Бадма Гаряев верно поступает, приглашая для сотрудничества монгольских скотоводов. В развитии калмыцкого традиционного животноводства они могут оказать немалую услугу. Замечу, что вопросы оплаты их труда, строительства стационарного жилья, хозяйственных построек требуют незамедлительного решения. Нужно помнить, что духовная ментальность монголов заметно отличается от поведенческого стереотипа россиян.

Подготовил Вячеслав Насунов