Сегодня 05:27 18.04.2024

Более семи лет назад началось мое знакомство с системой ФСИН. Мне она очень не понравилась своей неоправданной жестокостью и нежеланием ее руководителей честно отвечать на нелицеприятные вопросы. Избиения заключенных сотрудниками колоний и тюрем, неоказание надлежащей медицинской помощи заключенным, принуждение их к рабскому труду – вот далеко не полный перечень «достижений» этого ведомства

В ноябре прошлого года в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Калмыкия был забит до смерти заключенный Дмитрий Батырев. По имеющейся у меня информации, ранее в колониях Калмыкии до убийства осужденных сотрудниками УФСИН дело не доходило. 

Отдаю должное родственникам убитого парня, которые с помощью социальных сетей и СМИ предали огласке случай откровенного садизма. В масштабах страны эту информацию распространил сайт Gulagu.net, в нашей республике – газета «Элистинский курьер» в номерах 46 и 47 за 2015 год. Кроме того, было два сюжета на видеохостинге https://www.youtube.com/.

По обвинению в убийстве молодого человека были взяты под стражу три сотрудника ИК-1. Это дежурный помощник начальника колонии, подполковник внутренней службы Исраилов Казбек 1966 г.р. (оперуполномоченный), капитан Насунов Церен 1984 г.р. и младший инспектор по жилой зоне, лейтенант Шуваев Александр 1992 г.р. Предварительное следствие ещё не закончено. 

Полтора месяца назад мои коллеги из общероссийского движения «За права человека» по электронной почте просили узнать, как продвигается уголовное дело по факту убийства Д. Батырева. Я сообщил им, что знаю только то, что было в СМИ и в Интернете. Сам же начал думать, как к этому подступиться. 

И вот со мной встретились родственники одного из обвиняемых, а именно Церена Насунова. Они уверяли, что он Батырева не избивал, а даже пытался остановить избиение. Меня ознакомили с жалобой адвоката обвиняемого в Элистинский городской суд в порядке статьи 125 УПК РФ. По этой статье обжалуются действия (бездействие) и процессуальные документы, принятые следователем, дознавателем и другими должностными лицами.

В своей жалобе адвокат Насунова пишет, что на компакт-дисках, представленных в материалах уголовного дела, отсутствует видеофайл с записью с камеры в досмотровой комнате (где избивали Батырева) от 20 ноября 2015 года в период с 10-00 до 11-00 часов. Защита считает, что этот видеофайл играет «ключевую роль для правильного и объективного расследования дела и содержит кадры, на которых видно, кто применил насилие, повлекшее за собой смерть человека».

Кроме того, в жалобе говорится, что ранее, 20 мая 2016 года, адвокат обвиняемого Насунова подавал ходатайство следователю о назначении дополнительной компьютерно-технической экспертизы в экспертном учреждении ФБУ РФЦСЭ при Минюсте РФ. Постановление о полном отказе в удовлетворении ходатайства адвоката было выдано ему 8 июня. Поэтому адвокат обратился в суд. 

Суд первой инстанции жалобу отклонил. Адвокат обжаловал это решение суда, обратившись в Верховный Суд Калмыкии. Надеюсь попасть на заседание апелляционного суда. Очень хочется узнать, будет ли удовлетворено ходатайство адвоката подозреваемого, а также услышать, чем руководствовались следствие и суд первой инстанции, отказывая адвокату обвиняемого. Не является ли это ограничением права на защиту подозреваемого?    

Бил Насунов Батырева или не бил, надлежит выяснить следствию и представить в суд доказательства его участия в преступлении, как и доказательства виновности Исраилова и Шуваева. В этой связи настойчивое требование адвоката Насунова восстановить видеозапись, по моему мнению, заслуживает внимания. 

Из открытых доступу и перечисленных мною выше источников известно, что Дмитрий Батырев был осужден за избиение бывшего заместителя руководителя УФСИН по Республике Калмыкия Бурханали Сафаралиева. На сайте Gulagu.net есть заявление координатора этого портала Дроздова Антона Евгеньевича на имя руководителя СК России Бастрыкина А.И., в котором автор выдвигает версию заказного убийства Батырева Дмитрия из мести. Посмотреть можно по ссылке: http://gulagu.net/profile/6350/open_letters/6582.html 

Кроме того, Дроздов пишет, что Сафаралиев привлекался к уголовной ответственности по ч. 1, ст. 286  и ч. 4, ст. 159 УК РФ. Приговором Целинного районного суда от 29 сентября 2008 года Сафаралиев Б.У. признан виновным.  

Как я писал выше, на youtube.com есть два видеосюжета. На кадрах первого, от 21 ноября 2016 года, избитое тело Батырева Дмитрия. На втором видео (от 17 января 2016 года) сотрудники  ИК-1 и бойцы спецназа проводят так называемую «воспитательную» работу с «отрицалами». Выводят осужденных по одному, ставят у стенки, бьют резиновыми дубинками и кулаками. Один из бьющих – Насунов. В избиении заключенных участвуют бойцы спецназа в масках. Но данный сюжет не имеет никакого отношения к избиению Батырева, к его убийству.

Насколько я понял, появление второго видео позволило следствию возбудить ещё одно уголовное дело, фигурантами которого стали Насунов Ц.Б. и его сослуживец, лицо которого, как и лицо Насунова, не скрыто маской. Далее оба уголовных дела объединили в одно. 

Вот здесь лично у меня возникают следующие вопросы: зачем надо было объединять два разных уголовных дела в одно? Почему по второму случаю, имея на руках убедительное доказательство в виде видеосюжета, привлекают к ответственности только двоих, а не всех, кто участвовал в избиении? Ведь при желании следствию не составит никакого труда установить имена и должности всех «воспитателей». 

Кроме того, считаю, за оба преступления можно и нужно привлечь к ответственности (уголовной или административной – решать профессионалам) как начальника колонии, так и начальника УФСИН России по РК.  Хотя бы за то, что их подчиненные в первом случае убили осужденного, а во втором случае издеваются над осужденными. Начальник должен нести ответственность за действия своих подчиненных. Ведь безответственность и безнаказанность порождают вседозволенность и пренебрежительное отношение к закону.

Встречался я и с сестрой погибшего в ИК-1 Дмитрия Батырева – Надеждой Санджиевой. Она считает, что виновны все, кого привлекли к ответственности, и понять ее можно. Потеряв родного брата, она вправе ожидать самого сурового наказания для убийц. Следствие и суд просто обязаны честно и беспристрастно разобраться в этом далеко не рядовом уголовном деле в назидание всем любителям превышать должностные полномочия.  

Думаю, что это не последняя публикация об этом позорном случае произвола и убийстве. Впереди нас ждут завершение следствия и суд.   

 

Валерий БАДМАЕВ